Калинка (kalinka_spark) wrote,
kalinka_spark

Мертвое море

Идет Христос по воде,
рядом плывут его ученики и говорят:
-Зря вы так, Учитель, водичка сегодня класс.
(с) мой любимый анекдот

Мертвое море у нас стояло единственным пунктом вне Эйлата, обязательным для посещения. То есть съездить в Иерусалим и по святыням можно было, конечно, и даже съездить одним днем, но, на наш взгляд, такая спешка означала бы неуважение к этим сокровищам, а дней у нас было мало, и все они обещались морю.

А съездить одним днем на Мертвое - нормально. Из дому составили самостоятельный маршрут - узнали номер автобуса, стоимость. Можно было бы поехать и с экскурсией, на Мертвое море завозят на полтора часа по пути в Иерусалим и Вифлеем (что там можно за полтора часа понять?) и есть отдельная экскурсия на несколько часов, это уже стоит 86 долларов на человека.
  Мы пришли на автовокзал накануне поездки, заплатили 136 шекелей за двоих туда-обратно (2300 рублей примерно), а на следующий день встали в 5.30, чтобы в 7 утра уже сидеть в автобусе и ехать знакомиться с настоящим чудом света.
  Итак, автобус 444, идущий до Иерусалима, остановка Dead Sea (вас поймут), курорт Ейн Бокек. От Эйлата это 205 км и 2.5 часа времени.
  Мы выехали из города и сразу попали в пустыню. Она называется Арава. Раньше на этом месте было морское дно, поэтому пустыня состоит не из песков и барханов, а из гор и растений.

Иногда попадается и человеческое жилье, в том числе пальмовые леса и что-то вроде полей, то есть тут умудряются выращивать еду.
  Сделаю лирическое отступление: соседка по самолету, с которой нам повезло по пути на отдых, живет в Эйлате уже 25 лет, и она сообщила, что воду для города добывают из-под пустыни, бурят скважины, опресняют, оставляя необходимые микроэлементы, и вода, что течет из-под крана, полезнее и вкуснее бутылочной. Я ей искренне поверила и пила только такую воду. На вкус она отдает йодом, накипи на чайнике не оставляет, при сравнении с бутилированной явно выигрывает. Не могу точно сказать, но, наверное, и свои райские кущи в пустыне поливают той же водой, так что чего бы им не расти.

В автобусе почти все время пути не только был вай-фай, но и юсб-гнезда для зарядки телефонов, так что я даже всплакнула от умиления. Вообще с вай-фаем в Эйлате проблем не было, в отеле везде был стабильный сигнал, в городе ловился городской вай-фай, и в пустыне тоже была связь.
  Великолепное по качеству шоссе ведет от Красного моря к Мертвому. Как же хотелось проехать по нему на машине самим! Смотреть на указатели, останавливаться у особенно красивых гор, пить кофе в местах отдыха, кои тут тоже были - с крышами и лавочками.

Когда до цели нашей поездки оставалось минут 40, автобус сделал плановую остановку на заправке. Это была такая общая остановка для рейсовых и туристических автобусов и машин с кафе и туалетами.
Люди бодро пошли к кафе, куда чуть позже пришли и мы. На улице оставаться было все равно невозможно из-за дивного запаха помойки, который в жарком климате любит сопровождать места человеческого обитания.

Водитель велел через 20 минут всем возвращаться.
Наш автобус - зеленый. Все автобусы компании Эггед такого цвета.

В кафе мы взяли булочки (очень вкусные, мне такие нельзя) и американо (44 шекеля на двоих за всё, караул). Израильтяне всерьез считают, что американо - это вода с кофе, поэтому берите у них лучше что-нибудь другое.
  Минут через 20 показалось Мертвое море. Мы всё смотрели на то, что проплывает за окнами, и впадали во всё большее нетерпение, так хотелось скорее увидеть своими глазами соленые берега.
  Показались громады отелей. Я сейчас опережаю события, показывая фото, сделанное с воды, но оно дает хорошее представление о том, как выглядит Эйн-Бокек: море, несколько отелей и Макдональтс. И всё это на фоне гор.

Наконец, водитель объявил, что мы приехали на Паблик Бич и высадил всех, кто желал купаться.
Мы оказались на небольшом пятачке берега, где с двух сторон велись какие-то работы по благоустройству, не было видно горизонта из-за строек и, самое главное, соленых берегов. Мы ужасно огорчились, минуты две потоптались и пошли туда, откуда привез нас автобус.
  Надо сказать, что я очень боюсь жаркого солнца, не самого по себе, а сгореть боюсь, ну и солнечный удар мой довольно частый приятель. А возвращаться туда, где соль, предстояло по солнцу. Я, в принципе, осталась бы и на соседнем пляже, но муж очень хотел красивых видов, и внутренне я понимала, что идти надо, иначе зачем было ехать своим ходом и вообще ехать, если не привязан к этому Паблик бичу и можешь идти, куда хочешь. И мы пошли. И не зря.
То, что я увидела - это, наверное, одно из самых сильных впечатлений. Даже заснеженные вершины Домбая в свое время не вызвали у меня такого ажиотажа.
Вот они, соленые берега.

И соленые острова, и соленые мосты

Мелеющее на метр в год море создает какие-то постапокалиптические пейзажи - сломанные металлические конструкции неясного назначения, отделенные от моря лужицы соленой воды

Вид с этих самых мостов

И каждые 15 минут то над морем, то над пустыней пролетают боевые истребители, потому что совсем рядом проходит граница с Иорданией, которая на языке славного советского прошлого называется "вероятным противником" Израиля. Надеюсь, самолеты были наши.
А наши - это те, которые нас охраняют.

Тут я еще не купаюсь, но уже предвкушаю.
В тапочках - потому что остро

Ну, и это - мы плывем на льдине, как на бригантине.
Тут я уже догадалась попробовать воду на вкус, и муж долго ждал, когда я отплююсь и сделаю красивое лицо.
Вода - горько-кисло-соленая, ужжжжасный вкус.

Цвет соли, цвет воды

В это месте море приносит свою добычу - утащенные у незадачливых пляжников стулья, очки для плавания, матрасы с шезлонгов

А мы, вдоволь налюбовавшись соляными видами, пошли на пляж.
  Говорят, что сгореть на Мертвом море невозможно - соляные испарения образуют над морем защитную атмосферу, не пропускающую вредное солнечное излучение. Я-то сгореть могу и на безвредном, но, думаю, эта информация правдива - я действительно не пострадала. То есть пряталась в тени, мазалась кремом, но все равно проводила в воде столько времени, что будь море другое, давно бы покраснела.
На этом фото "А гном идет купаться" - уже очень хочется.

Все пляжи Израиля государственные, платные только лежаки. Любой может прийти, расстелить свою простынку, и никто его не выгонит. Мы пристроились на пляже отеля, сильно выделяясь среди его гостей своим вызывающим зонтиком.
Чуть дальше общественный пляж, как раз видна стройка - столбы, забор и кучи песка.

И, наконец, то, за чем приехали.
Самое читающее в мире море, как написала в инстаграмме френдесса.

В воду погружаешься наполовину. Плыть невозможно, только грести, лежа на животе или спине. Можно даже сидеть в воде, или идти, не касаясь дна. Вода после купания не сохнет на теле совсем. По ощущениям и свойствам напоминает не то флюид, не то желе.
Ее положено сразу смывать под душем, и после первого купания, получив щипание всего тела, так и сделала. Потом перестала - я сюда оздоравливаться приехала, а не под душем стоять. За день у меня затянулись все ранки, какие были.
Вода теплущая, мне кажется, у берега она была градусов 30.
  В какой-то момент я увидела человека, который ходил по воде, в то время как другие люди купались рядом.

Вспомнила библейский сюжет, вспомнила, что происходила та история в примерно здешних местах...
И тоже решила попробовать, потому что на Святой земле всякое может случиться.
Получилось!
Осталось накормить тремя хлебами сколько-то там тысяч, и (самое важное) научиться превращать воду в вино. Желательно, в Вальполичеллу, но на израильское тоже согласна.

Когда все питерские френды радовали в инстаграмме снегом, решила тоже поддержать тренд и запостила свой снег

Наши 6 часов на Мертвом море истекли. Надо сказать, что если в ноябре в Эйлате солнце заходит в 4, и с пляжа можно уходить, то здесь оно скрывается за горами уже в два. Еще долго будет светло, но вот прямо солнца не будет.
Идем к остановке, любуясь местными модами - все в халатах.

В обратном автобусе народ из Иерусалима ехал, перепутав места. Вместе с нами зашло много народу, оказалось, что некоторые без сидячих мест, и минут 15 весь автобус долго и шумно сгонял со своих мест оккупантов, бродил и перемещался. Кроме нас, поднявших с наших мест двух парней (что, в принципе, несложно), в автобус зашли еще русские - тетушки средних лет. Так вот они подняли с места очень упрямого еврейского старичка, которого, как мне казалось, не мог поднять и строительный кран. Место у старичка было, просто другое.
  Несмотря на неразбериху на обратном пути впечатления от Мертвого моря остались просто великолепные (не могу без пафоса, потому что чувствую именно так). Туда надо вернуться.