Калинка (kalinka_spark) wrote,
Калинка
kalinka_spark

Восхождение на Этну или снег в огне

Пару месяцев назад, когда мы уже точно знали, что летим отдыхать на Сицилию, я "заболела" восхождением на Этну. Не таким, какое предлагают обычным экскурсантам - фуникулер плюс проходимый автобус, а настоящее, пешком.
Я перерыла интернет в поисках отчетов о таком опыте, но из десятка найденных был всего один, где человек рассказывал, что поднялся и спустился пешком. Из подробностей значились только убитые кроссовки за 400 евро. Все остальные были стандартны - канатка, джипы, кратеры с гидом. Примерно месяц я ходила на беговой дорожке в горку с максимальным наклоном в 18%, и чем больше ходила, тем больше понимала, что не осилю, не хватит сердца на 7 километров подъема, из них 2 очень тяжелых.
По катом больше 30 фото и подробности восхождения. Надеюсь, что кому-то, кто задумал пешее восхождение, будет легко найти этот пост в океане информации.

Итак, 7 июля 2016 года, 6 утра по римскому времени, мы покидаем Палермо и на прокатной машине Пежо 208 движемся все дальше и дальше от моря, вглубь острова. Солнце прячется за дорожные знаки, впереди неизведанное, ужасно хочется спать.

Сам путь довольно интересен, но описывать его нет смысла, просто пишу, что спустя два часа после выезда мы увидели цель нашего путешествия: гору с едва заметным белым (это важно) дымком. Когда дымок чернеет, местные жители пакуют вещи, а дети прогуливают школу. Все предгорья утопают в желтых цветущих кустарниках с запахом нашей акции из романса про гроздья душистые.

Мы проехали несколько городков с очень крутыми спусками и подъемами, преодолевать которые на механике по скользкой брусчатке - не самое приятное развлечение.
Потом въехали на саму Этну, которая до отметки 1900 метров над уровнем моря автомобильна, но очень крутогора и серпантинна. Останавливались мы просто перевести дух после крутых горок.
Водитель и машина. Водитель мне очень нравится, а машина категорически нет.

Но в сторону лирику. На 1900 метрах на Этне находится база Рифуджо Сапиенца, от нее ходит фуникулер. Здесь есть несколько отелей, ресторанов, магазинчиков, парковки, сюда приходят туристические автобусы и здесь же заканчивается дорога для обычных автомобилей. Дальше - только внедорожники и по спецпропускам.
Так выглядит человек, пришедший покорять Этну. В рюкзаке вода и бутерброды, крем от солнца. На базе еще тепло, но уже не по-сицилийски тепло, а скорее, по-питерски. Парковку мы неожиданно нашли бесплатную, так и было написано: Free Parking.

Стартанули сразу от парковки, без захода на позыринг фуникулера. Внизу база, под ногами сухой черный пепел, в котором нога утопает иной раз по щиколотку.

Сперва идем вдоль канатки и судя по возгласам из кабинок, вызываем живой интерес туристов. Растительности, как видите, уже почти нет.

Солнце жарит, ветер леденит, подъемы все круче, идти все сложнее. Конца и края канатки, на которую мы ориентируемся, не видно.

Делаем перерывы, сидим по 10-15 минут, едим апельсины. Потом идем дальше. В этот момент мне было ужасно неудобно за то, что я втянула нас в это сложное мероприятие, но муж совершенно не ропщет, и я тоже иду.

Снизу остались кратеры от извержения конца 19 века, они называются Сильвестры. К ним можно подойти с Рифуджо, безо всяких подъемников. Говорят, что многие этим и удовлетворяются.

Сперва мы шли только вдвоем, но вскоре нас нагнал молодой человек. Он совершал восхождение в одиночестве. Мне показалось, что это турист, который ездит без денег - она даже в кафе потом свою еду ел. Еще мы периодически видели веселого дядю в яркой куртке, который сперва бегал туда-сюда кругами, а потом на крейсерской скорости обогнал нас на самом крутом подъеме. Не успела спросить телефон его тренера - шел третий час восхождения, и мы даже разговаривали с трудом.
Для восхождения Стас купил новые нефирменные кроссовки на толстой подошве, а я решила добить пумовские кедики. Кедики решили умереть почти сразу - у них начала отрываться подошва. Не то, чтобы я носила их до этого очень долго, поэтому поведение кедиков меня возмутило. Глупо как-то оказаться на Этне босиком. Поэтому я на всякий случай нашла веревочку, чтобы подвязать обувь, но, к счастью, не пришлось, кед выдержал и не развалился.

Но вот подъем кончился, мы вышли на базу Ла Монтаньола, высота 2500, на которой заканчивает свой ход канатка и начинается другая техника.
Это грейдер, который расчищает дорогу для полноприводов. Как видно на фото, три часа восхождения прошли даром - я снова бодра и готова фоткаться.

Из Ла Монтаньолы людей забирают вот такие автобусы.
Это Ивеко

А это Мерседес Унимог. Говорят, их разрабатывали специально для Этны. Канатка проходит самый крутой участок пути, а следующие 5 километров работает вполне расчищенная тропа для атобусов.
Билет канатка+проходимец+услуги гида на кратере стоят 62 евро на человека в обе стороны. Высокая цена обусловлена высокими рисками (Этна часто буянит и рушит канатку, которую никто не страхует, само собой, ибо дураков нет).

В Ла Монтаньола еще есть цивилизация, тут продают сувениры и спецовые ликеры, дают напрокат теплую одежду, есть кафе.
Кофе стоит 3.5 евро.
12_1

Немного отдохнули и снова в путь. Дорога для внедорожников хоть и длинная (около 5 км), но вполне доступная пешеходам, поэтому многие идут по ней пешком. Идти по самой дороге невыносимо - она очень петляет, хочется срезать, а срезать приходится по валунам, поэтому мы сразу ушли в сторону.

Вижу цель, верю в себя, не замечаю препятствий.

Недалеко от Ла Монтаньолы мы увидели гору, на которую лезли люди. Я к тому времени уже решила, что устала, но на гору все равно полезла. Оказалось, что это не гора, а старый кратер, причем вполне себе дымящий (полуактивный).
14_1

Спустились и снова в путь. Подъемы уже не крутые, но настойчивые, я часто прошу остановку, чтобы унять пульс. Муж без вопросов останавливается, мы съедаем апельсин или пьем воду, а потом снова идем. Мимо проходят люди, много, с детьми, некоторые в шлепках и в шортах. Но мне уже холодно, пронизывающий ветер и внезапная облачность очень охлаждают горячие головы.

Облака (да, мы уже в облаках) такой густоты, что люди исчезают в них, как ежики.

Долго ли, коротко ли, мы снова увидели Унимог, а значит, конец нашего восхождения близок.

Когда я думала о том, куда нам, собственно, надо дойти, то ставила целью увидеть дымок в кратерах и снег.
Вот, пожалуйста, снег в июле, в Италии. Лежит на горячей земле.

Я обрадовалась и стала лепить снежки.
18_1

Мы прибыли туда, куда привозят людей Унимоги, высота 2900. Здесь их встречают альпийские гиды, входящие в стоимость билета и ведут на кратеры. Без гидов вроде бы нельзя, но мы пришли к приезду очередной группы и нас приняли за своих.

На самый верхний кратер проход запрещен. Люди все равно просачиваются, но нам было туда не надо, к тому же не хотелось проблем с охраной. Тут же хорошо видно, из чего грейдер делает дорогу Унимогам.
19_1

Два кратера рядом, пышут жаром и серным дымом. Ограждения, чтобы самые неловкие не превратились в вареных.
Интенсивно пахнет серой.

Ферро - сказал гид. Железо, значит. Экскурсия нам быстро наскучила, мы отбились и пошли гулять сами.

Посидели на ледяном ветру и горячей земле.
Вскипятили чаек на вулкане (не шучу).
Clipboard01

Попробовали купленный на базе фирменный ликер Пламя Этны. 70 градусов, а я алкоголь не запиваю. Пара глотков - и внутри свой вулкан.
Впрочем, не увлекались, потому что еще назад.

Подняла с земли на память пару кусочков застывшей лавы, в народе известной как пемза и кусок серы.

Как ни странно, на Этне много живности - некусачей, но досадной мошкары и вот божьи коровки. Чем они там питаются - без малейшего понятия.

Путь назад до канатки довольно простой, я просто ехала вниз, как на лыжах.
24_1

А от канатки вниз уже тяжко. Утром мы поднимались это расстояние три часа, вечером спускались час, но это было серьезное испытания для моих коленей и вообще для нас. Зато виды такие, какие не сфоткаешь из кабинки фуникулера.

И вот уже показались Сильвестры.

Надо сказать, что к этому походу мы все равно подготовились так себе. После спуска решили не возвращаться в Палермо, потому что дорога долгая, а нам завтра снова ехать почти сюда, к ущелью Аль-Кантара, а вот ночлег себе забронировать забыли. Отели на Рифуджо Сапиенца предлагались слишком дорого, к тому же оставаться на Этне дальше мне было нельзя - на базе уже царил запах желтых цветов, и он начал вызывать приступы кашля.
Поэтому нашли ночлег по дороге. Увидели надпись B&B, остановились, позвонили в дверь. Хозяйка не откликалась, но неравнодушные соседи отыскали ее и привели нам. По-английски она не говорила, но позвонила дочери и дала мне трубку. Оказалось, что часть жилого дома отдана под очень хороший и чистый отель, в номерах все есть (кроме штопора). Нам разрешили загнать машину во двор, рассказали, где магазин. В крохотном маркете с неизменной старушкой в качестве живой инсталляции (любят они там тусить) мы нашли всё, что нужно живым людям: вино, персики, пачку сосисок, сыр. Пармезан, хлеб и парма у нас были с собой.
Вино, правда, пришлось открывать шурупом и гаечным ключом, но это, как понимаете, уже несущественные детали. На фото балкончик в номере с видом на горы.
Мышцы после восхождения болели не больше дня, колени вроде бы тоже выдержали, в общем, я довольна.

Clipboard011
Tags: Италия, Лучше гор только горы, Сицилия, Этна
promo kalinka_spark april 23, 2013 11:07 17
Хочу показать вам тот Хельсинки, который заинтересовал меня даже больше, чем привычно описанный в путеводителях. Потому что то, что в путеводителях, оно почти всегда одинаковое (ну, если не случится ядерного взрыва какого), а вот такое, что я увидела - оно каждый раз то есть, то нет, и уж точно…